Контроль в сфере соблюдения законодательства о рекламе за IV квартал 2017 года
20 ноября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

1.Разграничение вывески и рекламы

Самый распространенный вопрос, с которым предприниматели Мурманска и обращаются в антимонопольный орган за разъяснениями - это различие между вывеской и рекламой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии с частью 1 стать 9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом нахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе

Обратимся к информационным письма Пленумов ВАС РФ.

В пункте 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" говорится, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", следует исходить из того, что информация не может быть квалифицирована в качестве рекламной, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

2. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.

Анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак, бакалея и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает.

В случае, если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона "О рекламе" к рекламе отдельных видов товаров

В то же время, товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования Федерального закона "О рекламе", независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

Следует отметить, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет является обязательной к размещению. Следовательно, конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на официальный сайт, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе".

Что касается количества вывесок одного предприятия в месте нахождения этого предприятия/торговой точки и т.п., то Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица.

Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором заведение/торговая точка занимает одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели.

Конструкция с размещенной на ней рекламой, установленная вне места нахождения юридического лица, является рекламной и должна соответствовать требованиям статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Более подробно мнение ФАС России о разграничении вывески и рекламы изложено в следующих письмах:

<Письмо> ФАС РФ от 23.07.2009 N АЦ/24234 "О разграничении понятий реклама и вывеска"

<Письмо> ФАС России от 05.04.2010 N АК/9402 "О разграничении понятий вывеска и реклама"

<Письмо> ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама"

<Письмо> ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации"

<Письмо> ФАС России от 26.12.2013 N АК/53059/13 "О разграничении понятий вывеска и реклама"

<Письмо> ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15 "О разграничении понятий вывеска и реклама"

 

2. Правомерность использования юридическим лицом в рекламе слов в превосходной степени: "лучший", "номер один", "первый" и т.д. (например, "Лучший врач", "Столовая номер один", "Первый обувной", Доставка №1).

За 10 месяцев 2017 года рассмотрено 18 дел по признакам нарушения рекламного законодательства, из них 6 дел, в которых рассматривалась реклама, где компании позиционируют себя «Первыми, лучшими, №1,самыми» без указания критерия и подкрепления обоснованиями.

В 2016 году 4 организации были привлечены к административной ответственности по тем же основаниям, использование слов в превосходной степени в рекламе (Такси №1, лучшая цена, Лучшие окна, Суши №1).

Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) гласит, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пункт 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признает рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Употребление слов в превосходной степени в совокупности с наименованием организации и отсутствием критерия сравнения, создает неверное представление о том, что Общество находится в более выгодной позиции, например по качеству, ценовому уровню оказываемых услуг, любым иным характеристикам, поскольку отсутствие критерия сравнения допускает возможность проведения потребителями такого сравнения по любому критерию. Тем самым стимулируется интерес потребителей к услугам рекламодателя, поддерживается заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение оказываемых услуг на рынке.

В подобных случаях всегда присутствует элемент принижения качества продукции/услуги конкурента, поскольку косвенным путем потребителю внушается мысль о том, что та или иная фирма производит продукцию более высокого качества, хотя это может не соответствовать действительности.

Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).

Разъяснения данного пункта постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относится не только к использованию слов "лучший", "первый", "номер один", но и к любым сравнительным характеристикам, определяющим исключительность объекта рекламирования. В данном случае слово "самое" относится к указанным характеристикам.

Таким образом, использование в рекламе такой сравнительной характеристики как "лучший", «самый», «первый» при отсутствии ее фактического и документального обоснования, воспринимается потребителями как лучший по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение относительно действительного статуса заявителя, объема, и качества оказываемых им услуг в сравнении с услугами других хозяйствующих субъектов.

К некорректному сравнению также могут быть "отнесены случаи, когда делается вывод о сходстве товаров либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются". Иными словами, критерий для сравнения отсутствует либо является неясным или недостаточным.

ПРИМЕР рекламы с нарушением пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе:

«Rock-n-RoLLЫ Доставка суши №1

«…. доставка суши номер один»( отсутствует конкретный критерий, по которому компания является №1, на какой территории и за какой период, по скорости доставки, по качеству продукции, по культуре обслуживания?).

Много служб такси в городе, но у нас просто ниже цены»;

«Смешные цены. Самые низкие цены. Одежда, обувь для всей семьи…».

В рекламе используется оценочная фраза неподтвержденная исследованиями. Реклама создает ошибочный образ преимущества товара(услуги) с аналогичными товарами(услугами) производимыми и реализуемыми на территории г. Мурманска, без подтверждения, что нарушает права иных производителей.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально. (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 N 07АП-877/2016 по делу N А45-17983/2015).

Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации допускает использовать в рекламе информацию о преимуществах рекламируемых товаров (услуг), если при этом в ней отсутствует некорректное сравнение с находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены (выполняются) другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А именно, рекламное законодательство иные нормативные правовые акты не содержат запрета на использование слов в превосходной степени в рекламе организаций, осуществляющих деятельность по регулируемым ценам (тарифам).

ПРИМЕР: допустимо использования в рекламе регулируемого вида деятельности, ресурс снабжающих организаций сравнительную характеристику "самое дешевое тепло" ввиду того, что реклама не содержит неточную, неверную информацию в отношении иных организаций, оказывающих услуги, аналогичные услугам ресурсника. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 N 18АП-7838/2016 по делу N А76-725/2016).

Из текста указанного Постановления (впрочем, как и из представленных норм Закона N 38-ФЗ) не следует, что указанные в данных документах ограничения в отношении рекламы справедливы для названий организаций, использующих в наименовании слова "лучший", "первый", "номер один".

В практике антимонопольного органа было несколько обращений граждан по поводу рекламы, где говорилось о «доставке «1», «управляющей компании №1» в ходе рассмотрения обращения было установлено, что компании зарегистрировались под этими наименованиями. Однако «управляющая компания №1 » была привлечена к административной ответственности, т.к. реклама стала распространяться раньше, чем компания получила регистрационные документы на смену наименования.

Статья 1473 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая правила, которым должны соответствовать наименования организаций, не содержит условий, запрещающих наименования организаций, содержащие слова (в том числе качественные прилагательные в превосходной степени), наталкивающие на вывод (как соответствующий реальности, так и нет) о преимуществах организации перед иными хозяйствующими субъектами.

Подпункт "ж" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) допускает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Ни Закон N 129-ФЗ, ни Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" также не содержит прямого указания на невозможность использования рассматриваемых слов в названии организации.

3. Мелкий шрифт в рекламе, расценивается, как отсутствие существенной информации.

Ежегодно антимонопольный орган рассматривает 2-3 дела по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, отсутствие в рекламе существенной информации.

В законе отсутствует прямой запрет на распространение рекламы мелким шрифтом, однако имеется норма, в соответствии с которой, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (части 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Данная норма корреспондирует и с отдельными частями статьи 28 Закона о рекламе, а именно.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Часть 3 статьи 28 Зкона о рекламе гласит, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Следует отметить, что мелкий шрифт, используемый в рекламе, различие цветового исполнения текста и размера(креализованный текст) не позволяет потребителям воспринять полноту информации рекламоносителей и вводит их в заблуждение, что не допустимо.

Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

Например, сведения о преимуществах объекта рекламирования, в том числе о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяются на фоне остальной информации, а информация о подтверждении таких сведений либо об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе мелким нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею при восприятии рекламы потребителем (например, "самый высокий доход по вкладу" с уточнением мелким шрифтом "среди вкладов банка с аналогичными условиями").

В случае распространения данной информации в телепрограммах часто о преимуществах рекламируемого товара предоставляется звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом с мелким шрифтом.

Огромное значение имеет выбор правильного рекламоносителя, особенно при рекламировании финансовых услуг, продажи автомобилей и иной техники в кредит, с указанием полных условий приобретения.

Рекламные баннеры, как правило, имеют рекламное поле 18 кв. метров, располагаются вдоль дорог на высоте 6-8 метров, с учетом этих параметров, не всегда в объемный рекламный текст возможно уместить существенную информацию читаемым шрифтом.

Следует учитывать, что потребитель находится в месте демонстрации рекламы не длительное время, картинку баннера не остановить и не озвучить, а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста многочисленных условий, исполненных мелким шрифтом невозможно.

Борта троллейбуса также не самое лучшее место для размещение такой рекламы, т.к. троллейбус находится в постоянном движении.

Если же реклама размещается на телевидении, необходимо учесть, что кадр сменяется очень быстро и объёмный рекламный текст невозможно будет прочесть и осознать.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре(услуге), об условиях его приобретения или использования.

Пункт 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняет, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и соблюдения принципов добросовестной конкуренции, тем самым обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции.

Мурманский арбитражный суд №А42-3443/2011, Арбитражный суд Москвы №А40- 122516/16-17-1086 , Тринадцатый арбитражный суд № А42-2865/16.

Разграничение реклама по перевозке легковым такси и регулярным перевозчиком.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условии применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с Законом, уполномоченными органами могут быть установлены маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статья 14 Закона) и маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 17 Закона).

Привлечение перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок осуществляется в соответствии с результатами открытых закупок.

По результатам проводимых конкурсных процедур с победителями заключается государственный контракт (по регулируемым тарифам) или выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута (по нерегулируемым тарифам).

Согласно Реестру, размещенному на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в сети Интернет по адресу mintrans.gov-murman.ru в разделе «Направление деятельности/Регламентация деятельности легкового такси/реестр выданных разрешений», предпринимателям выданы разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и багажа в режиме легкового такси регламентировано статьями 31-33 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также пунктами 102-121 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112(далее – Правила).

В соответствии с Уставом, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя, о чем в соответствии с Правилами в обязательном порядке делается запись в журнале регистрации. Данный вид перевозок не имеет расписания и маршрута.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси, и время его подачи определяется фрахтователем (пассажиром). По окончании поездки перевозчик выдает пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования именно легковым такси.

В соответствии с пунктом 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по маршруту в соответствии с расписанием.

Расписанием является график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта. Маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

Таким образом, перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не имеет права указывать в рекламе информацию о расписании движения и маршруте следования транспортных средств, т.к. данные параметры определяются только для регулярных перевозок.

В спорном случае рекламные блоки предпринимателей содержат информацию о лицензии, времени, днях поездки и точном маршруте движения, что представляется потребителям рекламы, как регулярные пассажирские перевозки, т.к. время отправления и маршрут движения заранее определены.

Из чего следует, что представленная таким образом информация не отвечает требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и частью 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Наверх