Контроль в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд за III квартал 2017 года
29 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Уважаемые слушатели, сегодня хотелось бы обратить ваше внимание, на мой взгляд, на один из существенных моментов, связанных с финансовой дисциплиной заказчиков.

Еще раз отмечу и напомню, что с 1 мая 2017 года срок оплаты контрактов должен составлять:

- не более 15 рабочих дней, если контракт заключается с СМП и СОНКО (данное условие о сроке оплаты должно быть обязательно включено непросто в проект контракта, а именно в контракт, который заключается с таким участником – часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе);

- не более 30 дней по остальным контрактам (часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе).

И только в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства правительством РФ может быть установлен иной срок оплаты.

Каким образом следует исчислять данные сроки оплаты контрактов?

Исчислять указанные сроки надо с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

А вот каким образом осуществляется приёмка товаров, работ, услуг – об это говорит часть 7 статьи 44 Закона о контрактной системе.

И что говорит данная статья:

- исполнение может быть принято этапами;

- порядок и сроки приёмки прописывается в контракте.

Здесь бы хотелось обратить внимание исполнителей по контракту на то, какой контракт им надлежит подписать по итогам участия в закупки.

Изменения в Закон о контрактной системе, относительно сроков оплаты контрактов, появились не на пустом месте, а исходя из той негативной практике, которая складывалась после заключения и исполнения контракта. Когда интересы, в первую очередь, малого бизнеса стали страдать из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту со стороны заказчиков.

Поэтому, еще раз обращаю внимание, исполнителей по контракту, изучайте проект контракта, который собираетесь исполнять, насколько понятно и чётко отражены условия контракта о приёмке товаров, работ и услуг. От этого зависит: сможете ли вы в дальнейшем предъявить заказчику претензию о нарушение данных сроков, потому что если чёткого понимания нет, как осуществляется приёмка, то не понятно как считать срок оплаты контракта, с какого момента заказчик нарушил свои обязательства.

Почему я обращаю внимание слушателей (заказчиков, исполнителей по контракту) на отношения по сроку оплаты контракта и приёмке.

Во-первых, в силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе условия о сроках оплаты контракта и приёмке являются существенными условиями. Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Во-вторых, с 6 августа 2017 года вступил в силу ФЗ № 189 от 26.07.2017, которым в КоАП РФ в ведена в действие новая статья 7.32.5. Данная статья устанавливает административную ответственность заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанная статья включает две части.

1. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Соответственно если от исполнителей по контракту будут поступать, какие либо жалобы или обращения, то Мурманское УФАС будет обязано применить соответствующие меры административного воздействия, в случае установления нарушений.

Такое обращение уже было в Мурманское УФАС, правда, в связи с тем, что действия заказчика по нарушению сроков оплаты контракта были совершены до введения административной ответственности, было вынесено определение об отказе в возбуждении административного производства.

Теперь можно затронуть вопрос, о том какие за III квартал 2017 года Мурманским УФАС были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Как показывает практика закупочной деятельности заказчиков, II и III кварталы это всегда огромное количество закупок, связанных со строительством, сначала ремонты дорог, затем строим и ремонтируем иные объекты.

Еще в 2016 году в законе о контрактной системе появилась статья 110.2, где в части 2 было прописано, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объём работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Само Постановление Правительства РФ, где прописаны виды и объёмы, № 570 появилось 15 мая 2017 года и стало действовать с 25 мая 2017 года.

В указанном постановлении прописано, что в документации о закупке Заказчиком должны быть включены виды и объёмы работ, которые исполнитель по контракту должен выполнить самостоятельно, без привлечения субподрядчиков (других лиц).

Уже конкретные виды, которые подрядчик собирается выполнить, включаются в контракт.

Здесь есть не ясность вопроса, на каком этапе подрядчик должен сделать выбор. Учитывая, что Законом о контрактной системе содержание первых и вторых частей заявки чётко регламентировано и ничего лишнего требовать нельзя, то своё предложение по видам и объёмам работ подрядчик должен сделать на стадии подписания контракта.

В III квартале 2017 в закупках, где объектом закупки являлось строительство или реконструкция, заказчиками в документации о закупке не включались виды и объёмы работ, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно.

Следует отметить, что с 09 сентября 2017 года Постановление № 570 от 15 мая 2017 года действует в новой редакции, в связи с тем, что были введены новые Правила определения размера штрафа.

Новые правила введены в действие Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (действуют с 09 сентября 2017 года).

Наверх