Принятые изменения в Закон о контрактной системе и Закон о закупках
30 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Принятые изменения в Закон о контрактной системе и Закон о закупках

В Законодательство о контрактной системе за последние несколько месяцев были внесены некоторые изменения, часть из которых вступила в силу уже с начала 2018 года, часть вступит в силу с 1 июля 2018.

Так, в частности вступили изменения касающиеся порядка оплаты работ, услуг, товаров по контрактам.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Часть 8 статьи 30 44-ФЗ 8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Указание условия о рассрочке или отсрочке платежа в документации о закупке и/или контракте либо заключение дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты, нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.

За нарушение предусмотренных 44-ФЗ сроков предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ. В настоящий момент несколько должностных лиц Заказчиков уже привлечены к административной ответственности за нарушение сроков оплаты выполненных работ и поставленных товаров по контрактам.

Защита прав участника.

При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

С 11.01.2018 г. изложена в новой редакции статьи о правилах описания объекта закупки Заказчиками (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе)

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя в сочетании с фразой «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.
 

Ранее допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом закупки.

Также интересно исключение из закона - фраза «описание объекта закупки должно носить объективный характер».

С нового года при описании лекарств заказчики по 44-ФЗ должны применять новое постановление правительства от 15.11.2017 N 1380. Сразу скажем: революции не произошло. В постановлении нашли отражение позиции ФАС, которые ведомство транслирует в своих разъяснениях уже не один год.

На конец появилась отсылка на ПП где устанавливаются правила описания объекта закупки для лекарств. Полностью отражена позиция ФАС. Те Заказчики кто руководствовался письмами ФАС, для них ничего нового в этих правилах нет. Но те Заказчикаи кто не соглашался ране с позицией Фас придется перестраивать свою работу в части описания объекта закупки.

Большинство особенностей, утвержденных постановлением N 1380, аналогичны разъяснениям ФАС в письме от 09.06.2015 N АК/28644/15. Поэтому в работе заказчиков, которые придерживаются позиции ведомства, существенных изменений не произойдет.

С 11.01.2018 г. статья 99 Федерального закона № 44-ФЗ дополняется частью 15.1.

Устанавливается новый порядок рассмотрения обращений любых физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)) контрольными органами в сфере закупок.

Так если физическое лицо физическое лицо не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (например, у физического лица отсутствует лицензия на осуществление отдельного вида деятельности)

- права и законные интересы подателя жалобы - физического лица не нарушены действиями (бездействием) заказчика, комиссии, положениями документации, извещения.

То такое обращение будет рассматриваться в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" - в общем порядке рассмотрения (как обращение граждан).

Это существенное изменение внесено с целью защиты прав участников и Заказчиков. Часто податели жалобы не обладали необходимыми разрешительными документами, их права закупка никак не нарушала и не затрагивала, однако ФАС рассматривал такие жалобы, поскольку из содержания Закона следовало что рассматриваться должны жалобы от всех лиц.

Бывали случаи, когда такие лица оказывались вымогателями…

5. Изменения в направлении информации в реестр недобросовестных поставщиков

Кроме того, заказчик обязан направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки сразу. Условия о заключении контракта с другим участником не будет.

Напомним, за несвоевременное направление указанных данных должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 20 тыс. руб.

Одно из основных новшеств это - переход к конкурентным закупкам в электронной форме.

Проводить в такой форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений заказчики могут добровольно уже с 1 июля 2018 года.

Кроме того, остается достаточно времени на подготовку - электронные закупки станут обязательными с 1 января 2019 года.

Изменятся требования к банкам, выдающим гарантии для обеспечения контрактов и заявок

С 1 июня 2018 года заказчики должны будут принимать гарантии банков, отвечающих специальным требованиям правительства. Перечень таких банков появится на сайте Минфина.

8. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов.

В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.

Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

! Требования, соответствие которым декларирует участник закупки в составе заявки на участие в аукционе, претерпевали различные изменения (вносились дополнительные требования, например о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Однако участники закупок не всегда изменения отслеживают и подают заявки по старой форме, это потом служит основанием для отклонения заявки такого участника.


Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

223-ФЗ «Закон о закупке, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Изменения норм об обжаловании,

вступившие в силу с 31 декабря 2017 года

С указанной даты обжаловать можно действия (бездействие) не только заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки.

Кроме того, теперь в Законе N 223-ФЗ предусмотрено, что можно обратиться в антимонопольный орган с жалобой, если заказчик при проведении закупки нарушил Закон N 223-ФЗ и (или) положение о закупке.

3. Появилась норма, согласно которой, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания срока подачи заявок, обжаловать их может только участник закупки, подавший заявку.

4. Установлено правило о том, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ограничен только доводами, составляющими предмет обжалования.

Наверх